Песталоцци (Pestalozzi), Иоганн Генрих

Песталоцци (Pestalozzi), Иоганн Генрих
(1746-1827)
   — швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. В 50- 60-х гг. 18 в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нойхофе" (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы "Лингард и Гертруда" (1781-87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801) и др.
   Осн. роль в осуществлении своих социальных замыслов П. отводил воспитанию. Стремясь облегчить участь крестьянских детей, лишённых элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития, П. считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет избавиться от нужды. По П., воспитание должно быть природосообразным (см. Принципы воспитания) и начинаться с младенческих лет. Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребёнка, П. подчёркивал важность связи и тесного взаимодействия умственных, нравственных и физических способностей ребёнка в обучении, которое обеспечивает гармоничное развитие человека.
   Идею П. о развивающем обучении К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 95). Критикуя школу за вербализм и зубрёжку, притуплявшие духовные силы детей, П. стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с "естественным путём познания" у ребёнка. Исходным моментом этого пути П. считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира и поэтому придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. П. значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность её использования в целях развития формирования мышления. П. расширил и содержание начального обучения, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. П. стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы и любая мать-крестьянка.
   Исходным моментом физического развития П. считал способность ребёнка к движению. На основе "естественной домашней гимнастики" П. предлагал строить систему школьной "элементарной гимнастики". Трудовое обучение П. рассматривал как неотъемлемую органическую часть своего метода. Он высказал идею о создании "азбуки умений", усвоение которой помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми навыками.
   П. критиковал современную ему профессиональную подготовку молодёжи, сводившуюся к овладению "односторонними рутинными умениями", и выдвинул идею "элементарного образования для индустрии", которое рассматривалось им как "средство гуманизации промышленности".
   Значительную роль П. отводил нравственному воспитанию, истоки которого видел в семье. Общественные воспитательные учреждения П. предлагал строить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним. Сформулированные П. идеи педагогического активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 Законодательным собранием Французской республики П. было присвоено звание "гражданин Французской республики".
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 393)
   Ч30я44-Песталоцци
   Ч33(4Ш)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Песталоцци (Pestalozzi), Иоганн Генрих" в других словарях:

  • ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Генрих — (1746 1827) швейцарский педагог. В своей теории начального обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее обучение), педагогику с психологией. Развил идею соединения обучения с производительным трудом. Труды: Лингард и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Песталоцци, Иоганн Генрих — Иоганн Генрих Песталоцци. ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746 1827), швейцарский педагог, основоположник теории начального обучения. Воспитание, по Песталоцци, призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Песталоцци Иоганн Генрих — Песталоцци (Pestalozzi) Иоганн Генрих (12.1.1746, Цюрих,‒ 17.2.1827, Бругг), швейцарский педагог демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в… …   Большая советская энциклопедия

  • Песталоцци Иоганн Генрих — (Pestalozzi) (1746 1827), швейцарский педагог. В своей дидактической теории связал обучение с воспитанием и развитием ребёнка (развивающее обучение), педагогику с психологией. Развил идею соединения обучения с производительным трудом.… …   Энциклопедический словарь

  • ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих — ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746—1827), швейцарский педагог, писатель (на нем. яз.). Пед. ром. «Лингард и Гертруда» (т. 1—3, 1781—87), пед. соч. «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).■ Избр.… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Песталоцци, Иоганн Генрих — Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих, 17 февраля 1827, Бругг)  швейцарский педагог. Иоганн Генрих Песталоцци …   Википедия

  • Иоганн Генрих Песталоцци — (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих, 17 февраля 1827, Бругг) знаменитый швейцарский педагог, родом из Цюриха. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Песталоцци Иоганн Генрих — Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих, 17 февраля 1827, Бругг) знаменитый швейцарский педагог, родом из Цюриха. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • ПЕСТАЛОЦЦИ — (Pestalozzi) Иоганн Генрих (род. 12 янв. 1764, Цюрих – ум. 17 февр. 1827, Бругг, Аарау) – швейц. педагог и социальный реформатор, основоположник теории научного обучения. Высшая цель воспитания для Песталоцци – способствовать подъему внутренних… …   Философская энциклопедия

  • ПЕСТАЛОЦЦИ — (Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746 1827), швейцарский педагог, основоположник теории начального обучения. Воспитание, по Песталоцци, призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические способности. Сторонник соединения учения и… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»